Восстановление информации
Обучение — не единственная часть запоминания. Оно отвечает только за передачу информации из краткосрочной памяти в долгосрочную. Но на извлечение информации из памяти его «полномочия» не распространяются. Вторая часть запоминания — это восстановление информации. Под восстановлением понимается активизация информации, хранящейся в долгосрочной памяти, путем передачи ее в краткосрочную память. Вместе обучение и восстановление составляют два фундаментальных требования запоминания информации.
Успех восстановления зависит от нескольких факторов. Из них ключевой — глубина следа, который оставляет в памяти информация, требующая запоминания. Какая-то информация известна человеку настолько хорошо и так сильно представлена в памяти, что вспоминается легко и самопроизвольно (например, имена членов семьи). Однако иная информация может оставлять в памяти более слабый след. Успешное восстановление такой информации требует известных усилий и концентрации. Иногда след в памяти столь слаб, что восстановление возможно только при помощи дополнительных поисковых ключей. Поисковый ключ — это стимул, который активизирует в памяти информацию, релевантную той, что требует вспоминания. Например, можете ли вы назвать имя своей первой учительницы? Многие люди без подсказки его не вспомнят. Но если показать им общую фотографию, сделанную в первом классе, это поможет освежить их память. Информация, требующая вспоминания, находится в голове, но она недоступна, пока не будет активизирована при помощи фотографии — т. е. некой точки в ассоциативной сети, связанной с интересующей нас информацией. Позднее мы подробнее поговорим о поисковых ключах и их роли в запоминании информации потребителями.
Успешное восстановление информации зависит также от числа и силы связей между данными, требующими запоминания, и другими узлами в памяти. Согласно концепции распространяющейся активизации, активизация одного узла памяти вызывает волновойэффект, распространяющийся на связимежду другими узлами. Это, в свою очередь, повышает вероятность активизации этих других узлов, которая, однако, зависит от силы связей. Следовательно, если узел, требующий вспоминания, прочно связан с другим узлом, то восстановление последнего поможет восстановить и первый. Образ известной личности, чье имя прочно ассоциируется с определенным продуктом, также может послужить толчком к припоминанию имени торговой марки этого продукта. Кроме того, когда связи становятся общеупотребительными, повышается вероятность активизации нужного узла в процессе поиска информации в памяти. Предположим, у некого узла в памяти есть пять сильных связей. Активизация любой из них может привести к успешному восстановлению этого узла. А если у узла всего одна сильная связь, то шансов на успешное его восстановление гораздо меньше.
Комментариев нет.
Оставить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.
Рубрики
Свежие записи
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Мар | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 |